Уме­ния 6.5.02 выби­рать мето­ды обу­че­ния, инструк­ти­ро­ва­ния состав­лять про­грам­му обучения

У работ­ни­ка кафе долж­ны быть уме­ния выби­рать мето­ды обу­че­ния, инструк­ти­ро­ва­ния и состав­лять про­грам­му обу­че­ния под­чи­нен­но­го персонала

Рабо­та в сфе­ре обще­ствен­но­го пита­ния — это синер­гия госте­при­им­ства, про­фес­си­о­на­лиз­ма и уме­ния рабо­тать в усло­ви­ях высо­ких нагру­зок. Успех кафе зави­сит не толь­ко от каче­ства пред­ла­га­е­мой про­дук­ции, но и от орга­ни­за­ции рабо­ты коман­ды. Имен­но поэто­му важ­но, что­бы у сотруд­ни­ка кафе, осо­бен­но если он зани­ма­ет пози­цию, пред­по­ла­га­ю­щую управ­ле­ние и обу­че­ние пер­со­на­ла, были навы­ки выбо­ра мето­дов обу­че­ния, инструк­та­жа и раз­ра­бот­ки про­грамм обу­че­ния для под­чи­нен­ных. Это необ­хо­ди­мо для дости­же­ния высо­ко­го уров­ня про­фес­си­о­на­лиз­ма сотруд­ни­ков, под­дер­жа­ния команд­но­го духа и обес­пе­че­ния каче­ствен­но­го обслу­жи­ва­ния посетителей.

Роль обу­че­ния и инструк­та­жа в кафе

Сфе­ра обще­ствен­но­го пита­ния име­ет свою спе­ци­фи­ку: вре­мя адап­та­ции ново­го пер­со­на­ла долж­но быть мини­ми­зи­ро­ва­но, а каче­ство рабо­ты с гостя­ми и соблю­де­ние стан­дар­тов — на высо­те. На пер­вый план выхо­дит спо­соб­ность более опыт­но­го сотруд­ни­ка, как пра­ви­ло, руко­во­ди­те­ля сме­ны или мене­дже­ра, пере­да­вать зна­ния и опыт менее опыт­ным кол­ле­гам. Уме­ние обу­чать — это не толь­ко базо­вый навык, это стра­те­ги­че­ский инстру­мент, кото­рый поз­во­ля­ет фор­ми­ро­вать эффек­тив­ную коман­ду, гото­вую к рабо­те в любых условиях.

Недо­ста­ток обу­че­ния может при­ве­сти к мно­же­ствен­ным ошиб­кам — от непра­виль­но при­го­тов­лен­ных блюд до пло­хо­го вза­и­мо­дей­ствия с гостя­ми, что в конеч­ном ито­ге ска­зы­ва­ет­ся на репу­та­ции заве­де­ния. Имен­но поэто­му про­грам­ма обу­че­ния долж­на быть про­ду­ман­ной и адап­ти­ро­ван­ной под уни­каль­ные потреб­но­сти кафе.

Выбор мето­дов обучения

Мето­ды обу­че­ния зави­сят от целе­вой ауди­то­рии (нович­ки, опыт­ные сотруд­ни­ки, ста­же­ры) и уров­ня ком­пе­тен­ций, кото­рые необ­хо­ди­мо раз­ви­вать. Напри­мер, для нович­ков под­хо­дят визу­аль­ные мето­ды: демон­стра­ция выпол­не­ния рабо­ты (при­го­тов­ле­ние кофе, оформ­ле­ние блю­да, убор­ка сто­лов) или инструк­таж на осно­ве нагляд­ных при­ме­ров. Этот под­ход помо­га­ет ново­му сотруд­ни­ку луч­ше понять и запом­нить после­до­ва­тель­ность действий.

Для более опыт­ных сотруд­ни­ков исполь­зу­ют­ся мето­ды, направ­лен­ные на совер­шен­ство­ва­ние навы­ков, напри­мер, интер­ак­тив­ное обу­че­ние. Это могут быть рабо­чие тре­нин­ги, игро­вые симу­ля­ции или мастер-клас­сы. Пра­виль­но выбран­ные мето­ды обу­че­ния не толь­ко уско­ря­ют про­цесс осво­е­ния новых навы­ков, но и спо­соб­ству­ют росту уве­рен­но­сти сотруд­ни­ков в сво­их силах.

Навы­ки инструктажа

Инструк­таж — неотъ­ем­ле­мая часть обу­че­ния, осо­бен­но в усло­ви­ях кафе. Он пред­по­ла­га­ет чет­кое и поша­го­вое объ­яс­не­ние задач, предъ­яв­ле­ние тре­бо­ва­ний и кон­троль их выпол­не­ния. Эффек­тив­ный инструк­таж тре­бу­ет от настав­ни­ка ряда качеств: гиб­ко­сти, тер­пи­мо­сти и ясно­сти. Напри­мер, руко­во­ди­тель, инструк­ти­руя ново­го бари­ста, дол­жен не толь­ко объ­яс­нить стан­дар­ты при­го­тов­ле­ния напит­ков, но и акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на нюан­сах рабо­ты с обо­ру­до­ва­ни­ем, типич­ных ошиб­ках и спо­со­бах их исправления.

Важ­но пом­нить, что каче­ствен­ный инструк­таж — это не моно­лог, а фор­ма диа­ло­га. Сотруд­ник, кото­рый чув­ству­ет себя вовле­чен­ным в про­цесс, быст­рее усва­и­ва­ет мате­ри­ал и охот­нее зада­ет вопро­сы. Кро­ме того, регу­ляр­ный инструк­таж необ­хо­дим даже опыт­но­му пер­со­на­лу, так как он помо­га­ет осве­жить зна­ния, внед­рить новые стан­дар­ты или процедуры.

Состав­ле­ние про­грам­мы обучения

Состав­ле­ние про­грам­мы обу­че­ния — одна из самых ответ­ствен­ных задач, сто­я­щих перед работ­ни­ком кафе, кото­ро­му пору­че­на под­го­тов­ка пер­со­на­ла. Про­грам­ма долж­на быть логич­ной, струк­ту­ри­ро­ван­ной и адап­ти­ро­ван­ной к усло­ви­ям кон­крет­но­го заве­де­ния. Она может вклю­чать несколь­ко этапов:

  1. Ввод­ный этап. Озна­ком­ле­ние нович­ка с общи­ми пра­ви­ла­ми рабо­ты, кор­по­ра­тив­ной куль­ту­рой, гра­фи­ком смен и обязанностями.
  2. Прак­ти­че­ское обу­че­ние. Посте­пен­ная рабо­та под наблю­де­ни­ем настав­ни­ка. Это может вклю­чать при­го­тов­ле­ние пер­вич­ных блюд или напит­ков, обслу­жи­ва­ние пер­вых гостей.
  3. Кон­троль­ный этап. Оцен­ка уров­ня зна­ний и уме­ний сотруд­ни­ка. Здесь важ­но исполь­зо­вать тести­ро­ва­ние (напри­мер, про­вер­ка зна­ний меню) или прак­ти­че­ские задания.
  4. Про­дол­жи­тель­ное раз­ви­тие. Даже при­ня­тый в штат сотруд­ник нуж­да­ет­ся в регу­ляр­ном обу­че­нии: от про­фес­си­о­наль­ных тре­нин­гов до вве­де­ния новых тех­ник обслуживания.

При состав­ле­нии про­грам­мы обу­че­ния важ­но учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти каж­до­го сотруд­ни­ка. Тем, кто быст­ро пони­ма­ет, мож­но уско­рить про­цесс, тогда как менее опыт­ным сотруд­ни­кам нуж­но уде­лить боль­ше времени.

Пре­иму­ще­ства гра­мот­но­го под­хо­да к обучению

Работ­ни­ки кафе, кото­рые осва­и­ва­ют навы­ки обу­че­ния и настав­ни­че­ства, созда­ют спло­чен­ную и уве­рен­ную коман­ду. Про­фес­си­о­наль­но состав­лен­ные про­грам­мы и адап­ти­ро­ван­ные мето­ды обу­че­ния поз­во­ля­ют мини­ми­зи­ро­вать теку­честь кад­ров, за корот­кое вре­мя повы­шать ква­ли­фи­ка­цию сотруд­ни­ков и созда­вать атмо­сфе­ру вза­им­но­го ува­же­ния в коллективе.

Кро­ме того, пра­виль­но обу­чен­ный пер­со­нал луч­ше вос­при­ни­ма­ет кор­по­ра­тив­ные цен­но­сти, при­дер­жи­ва­ет­ся стан­дар­тов эти­ке­та и поз­во­ля­ет удер­жи­вать высо­кий уро­вень кли­ент­ско­го сер­ви­са. Это созда­ет поло­жи­тель­ный опыт для гостей заве­де­ния, что, в свою оче­редь, спо­соб­ству­ет росту попу­ляр­но­сти кафе и уве­ли­че­нию его прибыли.

Резю­ме

Уме­ние обу­чать пер­со­нал — это залог успе­ха любо­го кафе. Работ­ник, кото­рый спо­со­бен выбрать эффек­тив­ные мето­ды обу­че­ния, про­во­дить инструк­таж и состав­лять про­грам­мы под­го­тов­ки, ста­но­вит­ся не толь­ко хоро­шим настав­ни­ком, но и важ­ным зве­ном в успеш­ной рабо­те заве­де­ния. Обра­зо­ван­ная, спло­чен­ная коман­да — это сим­вол высо­ко­го уров­ня обслу­жи­ва­ния, а зна­чит, и ключ к дол­го­сроч­ной репу­та­ции кафе в кон­ку­рент­ной сфе­ре. Таким обра­зом, раз­ви­тие навы­ков настав­ни­че­ства и обу­че­ния у работ­ни­ков обще­ствен­но­го пита­ния долж­но быть одним из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний в их про­фес­си­о­наль­ном росте.