Курс ТТК (тех­­ни­ко-тех­­но­­ло­­ги­­че­ские кар­ты) для буфет­чи­ка (про­дви­ну­тый

Курс раз­ра­бо­тан для мам­ки­ных биз­не­сме­нов. Всё про ТТК. Что такое тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ские кар­ты и как с ними обра­щать­ся. Подроб­но про состав­ле­ние, утвер­жде­ние, применение. 

Рабо­та буфет­чи­ка, на пер­вый взгляд кажу­ща­я­ся про­стой и неза­мыс­ло­ва­той, на самом деле тре­бу­ет не толь­ко ком­му­ни­ка­бель­но­сти и акку­рат­но­сти, но и глу­бо­ко­го пони­ма­ния внут­рен­них про­цес­сов обще­ствен­но­го пита­ния. Одним из кра­е­уголь­ных кам­ней про­фес­си­о­на­лиз­ма в этой сфе­ре явля­ет­ся вла­де­ние и уме­ние рабо­тать с тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ски­ми кар­та­ми (ТТК). Пред­ла­га­ем подроб­ный курс для мам­ки­ных биз­не­сме­нов, кото­рый с нуля научит буду­ще­го буфет­чи­ка уве­рен­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в мире стан­дарт­ных пор­ций, каль­ку­ля­ций и, конеч­но же, ТТК.

Цель кур­са:

Рас­ска­зать мам­ки­ным биз­не­сме­нам осно­вы рабо­ты буфет­чи­ка, с осо­бым акцен­том на пони­ма­ние и прак­ти­че­ское при­ме­не­ние тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ских карт для обес­пе­че­ния каче­ства, стан­дар­ти­за­ции, уче­та и без­опас­но­сти пище­вой продукции.

Целе­вая аудитория:

Лица без опы­та рабо­ты в обще­ствен­ном пита­нии, жела­ю­щие осво­ить про­фес­сию буфетчика.

Про­дол­жи­тель­ность:

20 – 25 ака­де­ми­че­ских часов (тео­рия и прак­ти­ка), рас­пре­де­лен­ные на 5 – 7 дней.


Модуль 1: Вве­де­ние в про­фес­сию буфет­чи­ка и осно­вы обще­ствен­но­го пита­ния (4 часа)

  1. Кто такой буфетчик?
    • Роль и зна­че­ние буфет­чи­ка в систе­ме обще­ствен­но­го пита­ния (кафе, сто­ло­вые, буфе­ты, кейтеринг).
    • Основ­ные долж­ност­ные обя­зан­но­сти и ответственность.
    • Необ­хо­ди­мые лич­ные каче­ства (акку­рат­ность, веж­ли­вость, опе­ра­тив­ность, стрессоустойчивость).
  2. Сани­та­рия и гиги­е­на – фун­да­мент работы:
    • Лич­ная гиги­е­на буфет­чи­ка (фор­ма, руки, внеш­ний вид).
    • Пра­ви­ла обра­бот­ки и дез­ин­фек­ции рабо­че­го места, обо­ру­до­ва­ния и инвентаря.
    • Поня­тие о пище­вой без­опас­но­сти, предот­вра­ще­ние пере­крест­но­го загрязнения.
    • Осно­вы Сан­ПиН для пред­при­я­тий обще­ствен­но­го пита­ния (крат­кий обзор).
  3. Орга­ни­за­ция рабо­че­го места:
    • Прин­ци­пы эрго­но­ми­ки и эффек­тив­но­го раз­ме­ще­ния продукции.
    • Хра­не­ние про­дук­тов: тем­пе­ра­тур­ные режи­мы, товар­ное сосед­ство (горя­чее, холод­ное, чистое, грязное).
    • Осно­вы рабо­ты с холо­диль­ным и теп­ло­вым обо­ру­до­ва­ни­ем (вит­ри­ны, мармиты).

Модуль 2: ТТК – Серд­це про­фес­си­о­наль­ной кух­ни (6 часов)

  1. Что такое тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ская кар­та (ТТК)?
    • Опре­де­ле­ние, назна­че­ние и юри­ди­че­ская зна­чи­мость ТТК.
    • Отли­чие ТТК от тех­но­ло­ги­че­ской кар­ты (ТК) и каль­ку­ля­ци­он­ной карты.
    • Нор­ма­тив­ные доку­мен­ты, регу­ли­ру­ю­щие раз­ра­бот­ку и при­ме­не­ние ТТК.
  2. Струк­ту­ра и содер­жа­ние ТТК:
    • Обя­за­тель­ные рек­ви­зи­ты ТТК (наиме­но­ва­ние пред­при­я­тия, номер, дата, утвер­жда­ю­щая подпись).
    • Раз­де­лы ТТК: 
      • Наиме­но­ва­ние блюда/изделия.
      • Пере­чень сырья и про­дук­тов: точ­ное наиме­но­ва­ние, нор­мы рас­хо­да (брутто/нетто) на порцию/100 пор­ций. Пони­ма­ние «брут­то» и «нет­то».
      • Тех­но­ло­гия при­го­тов­ле­ния: после­до­ва­тель­ность опе­ра­ций, тем­пе­ра­тур­ные режи­мы, вре­мя обработки.
      • Выход гото­во­го блюда/изделия: мас­са одной порции.
      • Тре­бо­ва­ния к каче­ству и без­опас­но­сти: орга­но­леп­ти­че­ские пока­за­те­ли (внеш­ний вид, цвет, вкус, запах), тем­пе­ра­ту­ра подачи.
      • Пище­вая цен­ность (опци­о­наль­но, но жела­тель­но): бел­ки, жиры, угле­во­ды, калорийность.
  3. Для чего буфет­чи­ку нуж­на ТТК?
    • Стан­дар­ти­за­ция и еди­но­об­ра­зие: гаран­тия оди­на­ко­во­го вку­са и каче­ства блю­да каж­дый раз.
    • Кон­троль пор­ци­о­ни­ро­ва­ния: точ­ное соблю­де­ние веса пор­ции для предот­вра­ще­ния недовеса/перевеса.
    • Учет и кон­троль сырья: осно­ва для инвен­та­ри­за­ции и зака­за продуктов.
    • Рас­чет себе­сто­и­мо­сти и цено­об­ра­зо­ва­ние (обзор­но): пони­ма­ние, как ТТК вли­я­ет на цену.
    • Кон­троль каче­ства и без­опас­но­сти: обес­пе­че­ние соот­вет­ствия блю­да нормам.
    • Реше­ние спор­ных ситу­а­ций: ТТК как доку­мен­таль­ное под­твер­жде­ние соста­ва и веса.

Модуль 3: Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние ТТК в рабо­те буфет­чи­ка (8 часов)

  1. Чте­ние и интер­пре­та­ция ТТК:
    • Поша­го­вый раз­бор несколь­ких типо­вых ТТК (напри­мер, «Салат Оли­вье», «Греч­ка с кот­ле­той», «Чай/Кофе»).
    • Прак­ти­че­ские зада­ния на поиск необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции: вес сырья, выход, тем­пе­ра­ту­ра подачи.
  2. Рабо­та с веса­ми и мер­ным инвентарем:
    • Типы весов (меха­ни­че­ские, элек­трон­ные), пра­ви­ла эксплуатации.
    • Прак­ти­кум по точ­но­му взве­ши­ва­нию и отме­ри­ва­нию ком­по­нен­тов соглас­но ТТК.
    • Исполь­зо­ва­ние мер­ных ложек, ста­ка­нов, полов­ни­ков для порционирования.
  3. Пор­ци­о­ни­ро­ва­ние и выда­ча блюд по ТТК:
    • Демон­стра­ция и прак­ти­че­ская отра­бот­ка точ­но­го отпус­ка блюд и напит­ков соглас­но ука­зан­но­му в ТТК выходу.
    • Раз­бор типич­ных оши­бок при пор­ци­о­ни­ро­ва­нии (недо­оцен­ка веса, «на глаз»).
    • Осо­бен­но­сти пор­ци­о­ни­ро­ва­ния раз­лич­ных видов блюд (жид­кие, сыпу­чие, штучные).
  4. Вит­ри­на и выклад­ка продукции:
    • Прин­ци­пы визу­а­ли­за­ции и при­вле­ка­тель­ной пода­чи блюд в соот­вет­ствии с ТТК (если при­ме­ни­мо к внеш­не­му виду).
    • Рота­ция про­дук­тов по прин­ци­пу FIFO (First In, First Out) с уче­том сро­ков годности.
  5. Веде­ние базо­вой доку­мен­та­ции, свя­зан­ной с ТТК:
    • Жур­нал уче­та выда­чи гото­вой про­дук­ции (обзор­но).
    • Жур­нал бра­ке­ра­жа (что озна­ча­ет несо­от­вет­ствие ТТК).
    • Листы заказа/списания (связь с дан­ны­ми ТТК).

Модуль 4: Допол­ни­тель­ные навы­ки буфет­чи­ка (4 часа)

  1. Обслу­жи­ва­ние кли­ен­тов и осно­вы продаж:
    • Эти­ка обще­ния с посе­ти­те­ля­ми, пра­ви­ла при­вет­ствия и прощания.
    • Рабо­та с воз­ра­же­ни­я­ми и кон­фликт­ны­ми ситуациями.
    • Осно­вы кросс-про­даж и апсел­лин­га (нена­вяз­чи­вое пред­ло­же­ние сопут­ству­ю­щих товаров).
    • Поня­тие о про­грам­ме лояль­но­сти (если есть).
  2. Кас­со­вая дис­ци­пли­на и расчеты:
    • Вве­де­ние в рабо­ту с кас­со­вым аппа­ра­то­м/POS-систе­мой (для начи­на­ю­щих – основ­ные функ­ции: про­би­тие чека, наличный/безналичный рас­чет, возврат).
    • Поня­тие о Z‑отчете и X‑отчете.
    • Инвен­та­ри­за­ция кассы.
  3. Кон­троль каче­ства гото­вой продукции:
    • Как визу­аль­но и по запа­ху опре­де­лить све­жесть и соот­вет­ствие блю­да ТТК.
    • Дей­ствия в слу­чае обна­ру­же­ния несо­от­вет­ствия (бра­ке­раж).
  4. Управ­ле­ние остат­ка­ми и предот­вра­ще­ние потерь:
    • Осно­вы уче­та про­дук­ции на витрине.
    • Мини­ми­за­ция отходов.
    • Поня­тие о спи­са­нии и утилизации.

Модуль 5: Ито­го­вая атте­ста­ция и симу­ля­ция (2 часа)

  1. Тео­ре­ти­че­ский тест: Про­вер­ка зна­ний по всем моду­лям, осо­бен­но по ТТК и сани­тар­ным нормам.
  2. Прак­ти­че­ское зада­ние: Симу­ля­ция рабо­че­го дня буфетчика. 
    • При­ем про­дук­ции (свер­ка с ТТК).
    • Пор­ци­о­ни­ро­ва­ние несколь­ких блюд по задан­ным ТТК.
    • Оформ­ле­ние витрины.
    • Обслу­жи­ва­ние «кли­ен­та» (преподавателя/коллеги) с кас­со­вым расчетом.
    • Отве­ты на воз­мож­ные вопро­сы по соста­ву блюд (исполь­зуя ТТК).
    • Дей­ствия в слу­чае «кон­фликт­ной» ситуации.
  3. Обрат­ная связь и рекомендации.

Мето­ди­ка обучения:

  • Тео­ре­ти­че­ские лек­ции с исполь­зо­ва­ни­ем пре­зен­та­ций и нагляд­ных материалов.
  • Прак­ти­че­ские заня­тия с реаль­ны­ми или типо­вы­ми ТТК, веса­ми, мер­ной посу­дой и муля­жа­ми блюд.
  • Демон­стра­ции пра­виль­ных техник.
  • Роле­вые игры для отра­бот­ки навы­ков обще­ния и реше­ния кон­фликт­ных ситуаций.
  • Вопро­сы и отве­ты, интер­ак­тив­ное взаимодействие.
  • Инди­ви­ду­аль­ный под­ход к каж­до­му мам­ки­но­му бизнесмену.

Резуль­та­том тако­го кур­са ста­нет не про­сто буфет­чик, зна­ю­щий тео­рию о том. как нали­вать чай, а ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист, пони­ма­ю­щий цен­ность каж­до­го грам­ма про­дук­та, спо­соб­ный обес­пе­чить ста­биль­но высо­кое каче­ство обслу­жи­ва­ния и гра­мот­но вза­и­мо­дей­ство­вать с важ­ней­шим доку­мен­том пред­при­я­тия – тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ской кар­той. Это даст ему проч­ную осно­ву для даль­ней­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го роста в сфе­ре обще­ствен­но­го питания.

 


По запро­су.