Как орга­ни­зо­вать офлайн-поэ­ти­че­ский марафон

1. Что такое офлайн-поэ­ти­че­ский мара­фон и чем он отли­ча­ет­ся от «обыч­но­го» вечера

Поэ­ти­че­ский мара­фон — это дли­тель­ное, мно­го­сек­ци­он­ное меро­при­я­тие, в ходе кото­ро­го поэты, чте­цы и при­гла­шен­ные гости высту­па­ют в рам­ках еди­ной про­грам­мы. В отли­чие от стан­дарт­но­го «поэ­ти­че­ско­го вече­ра» на 1,5 – 2 часа, мара­фон стро­ит­ся моду­ля­ми на 4 – 8 часов (ино­гда на целый день), с чет­ки­ми бло­ка­ми, сме­ной фор­ма­тов (чте­ния, пер­фор­ма­тив­ные встав­ки, музы­каль­ные кол­ла­бо­ра­ции), зональ­ны­ми актив­но­стя­ми и пере­ры­ва­ми на фуд-кор­ты­/­бар.

Клю­че­вые различия:

  • Дли­тель­ность и сме­на дина­ми­ки: после­до­ва­тель­ность бло­ков с раз­ной энер­ги­ей помо­га­ет удер­жи­вать внимание.
  • Кури­ро­ва­ние кон­тен­та: темы и сти­ли­сти­че­ские бло­ки, раз­но­об­ра­зие подач (классика/современная поэ­зия, слэм, автор­ский перформанс).
  • Про­грам­ми­ро­ва­ние про­стран­ства: зони­ро­ва­ние кафе, свет, звук, ори­ен­ти­ры для гостей, фото­зо­ны, стен­ды со сборниками.
  • Про­дю­си­ро­ва­ние опы­та: инте­гра­ция гастро­но­мии (спец-меню, кофе-пей­рин­ги), парт­нер­ства с изда­тель­ства­ми, локаль­ны­ми брен­да­ми, обра­зо­ва­тель­ны­ми проектами.

Цели для кафе и организатора:

  • Уве­ли­че­ние тра­фи­ка и сред­не­го чека.
  • Фор­ми­ро­ва­ние куль­тур­ной повест­ки и узна­ва­е­мо­сти места.
  • Комью­ни­ти-бил­динг: рост лояль­ной аудитории.
  • Допол­ни­тель­ные про­да­жи (кни­ги, мерч, сертификаты).

2. Фор­ма­ты поэ­ти­че­ско­го мара­фо­на: какой выбрать

2.1. Клас­си­че­ский модуль­ный марафон

  • 4 – 6 часов, 4 – 6 бло­ков по 40 – 50 минут.
  • В каж­дом бло­ке 5 – 8 авто­ров по 5 – 6 минут или 3 – 4 авто­ра с рас­ши­рен­ным временем.
  • Музы­каль­ные пау­зы и пере­ры­вы бар/кухня.

2.2. Кура­тор­ский мара­фон с темами

  • Каж­дый блок — отдель­ная тема (Любовь, Город, Память, Путе­ше­ствия, Ирония).
  • Авто­ров под­би­ра­ет кура­тор по заявке/портфолио.
  • В бло­ках воз­мож­на визуальная/звуковая поддержка.

2.3. Мара­фон-слэм

  • Кон­курс­ный фор­мат: участ­ни­ки чита­ют, пуб­ли­ке раз­да­ют­ся кар­точ­ки для оценивания.
  • Несколь­ко раун­дов, финал, при­зы партнеров.
  • Тре­бу­ет чет­ко­го регла­мен­та и хариз­ма­тич­но­го модератора.

2.4. Гибрид: поэ­зия + кросс-жанры

  • Соче­та­ние поэ­зии с музы­кой, стен­да­пом, пер­фор­ман­сом, импровизацией.
  • Под­хо­дит для моло­деж­ной ауди­то­рии и «живых» пространств.

2.5. Ноч­ной марафон

  • Старт после 21:00, фокус на камер­ной атмо­сфе­ре, неон/лампы, винил.
  • Бар­ная состав­ля­ю­щая важ­на, кух­ня — сокра­щен­ное меню.

Выбор фор­ма­та зави­сит от:

  • Поса­доч­ных воз­мож­но­стей кафе (40 – 150 гостей).
  • Шумо­изо­ля­ции и сосе­дей (регла­мен­ты по громкости/времени).
  • Целей: про­да­жи vs узна­ва­е­мость vs PR.
  • Уров­ня коман­ды и техники.

3. Кон­цеп­ция и дра­ма­тур­гия: как создать «дугу» вечера

3.1. Тема­ти­че­ская рамка

  • Еди­ная идея свя­зы­ва­ет бло­ки и ком­му­ни­ка­ции. При­ме­ры рамок: «Голо­са горо­да», «Поэ­ти­ка повсе­днев­но­сти», «Точ­ки сбор­ки», «Встреч­ные ветры».
  • Внут­ри — суб­те­мы: «Утро/День/Вечер/Ночь», «Ностальгия/Ирония/Боль/Надежда».

3.2. Дра­ма­тур­ги­че­ская дуга

  • Откры­тие: энер­гич­ный блок, корот­кие выступ­ле­ния, цель — «под­хва­тить» зал.
  • Сре­ди­на: содер­жа­тель­ные, более длин­ные фор­ма­ты; мож­но вклю­чить гостя-голо­ву (извест­ный поэт).
  • Пик: слэм/баттл/совместное чтение.
  • Спад и теп­лое завер­ше­ние: камер­ные тек­сты, бла­го­дар­но­сти, автограф-сессия.

3.3. Клю­че­вые эле­мен­ты опыта

  • Сце­но­гра­фия: фон, про­стые све­то­вые реше­ния (теп­лый зонт, под­свет­ка фона, gobo с логотипом).
  • Саунд: чет­кая дик­ция, отсут­ствие фоно­во­го шума, ревер­бе­ра­ция — под контролем.
  • Вовле­че­ние: зри­тель­ские голо­со­ва­ния, интер­ак­тив­ные кар­точ­ки, open mic в финале.

4. Тай­минг: при­мер про­грам­мы на 6 часов

  • 16:00 – 16:20: Саунд­чек, посад­ка, welcome-напи­ток, плейлист.
  • 16:20 – 16:30: Откры­тие моде­ра­то­ра, пра­ви­ла, парт­не­ры, спец-меню.
  • 16:30 – 17:10: Блок 1 «Голо­са нача­ла» (6 авто­ров × по 6 минут).
  • 17:10 – 17:20: Музы­каль­ная пауза/перерыв на бар.
  • 17:20 – 18:00: Блок 2 «Город гово­рит» (4 авто­ра × по 8 минут + 1 дуэт).
  • 18:00 – 18:15: Пере­рыв. Под­пи­си книг, фото.
  • 18:15 – 19:00: Блок 3 Спец-гость (1 × 20 минут) + 3 авто­ра × по 7 минут.
  • 19:00 – 19:10: Пере­рыв. Анонс голо­со­ва­ния слэма.
  • 19:10 – 19:50: Блок 4 Слэм (8 участ­ни­ков × 3 мину­ты, оце­ни­ва­ние залом).
  • 19:50 – 20:00: Перерыв/подсчет баллов.
  • 20:00 – 20:30: Финал слэ­ма (4 фина­ли­ста × 3 мину­ты) + награждение.
  • 20:30 – 21:00: Open mic: 10 мест по 2 мину­ты, запись зара­нее у стойки.
  • 21:00 – 21:10: Закры­тие: бла­го­дар­но­сти, анонс сле­ду­ю­щей даты, розыг­рыш призов.
  • 21:10 – 21:30: Нетвор­кинг, музы­ка, раз­бор сцены.

Резерв вре­ме­ни: 10 – 15 минут на форс-мажоры.

5. Лока­ция: как выбрать и под­го­то­вить кафе

5.1. Кри­те­рии выбора

  • Вме­сти­мость: ком­форт­ная посад­ка и сто­я­чие места (мини­мум 40 – 60 гостей для «жиз­ни» в зале).
  • Аку­сти­ка: мяг­кие поверх­но­сти, отсут­ствие силь­но­го «эхо», воз­мож­ность при­глу­шить холодильники/кофемолки в блоках.
  • Элек­три­ка: мини­мум 3 отдель­ные линии — звук, свет, бэклайн/зарядка; не менее 6 – 8 розе­ток у сцены.
  • Доступ: транс­порт, пар­ков­ка, вход­ная груп­па замет­на, пандус/безбарьерная сре­да по возможности.
  • Сани­тар­ные узлы: доста­точ­ное коли­че­ство, чисто­та, расходники.
  • Сосе­ди и регла­мен­ты: режим тиши­ны, согла­со­ва­ние позд­не­го времени.

5.2. Зони­ро­ва­ние

  • Сце­на 2×3 м (или подиум/ковер + фон). Высо­та — по возможности.
  • Зри­тель­ный зал: посад­ка «театр» + 2 – 3 высо­ких сто­ла по кра­ям; про­хо­ды не менее 1 м.
  • Тихая зона/коворкинг: для парт­не­ров, медиа, VIP-гостей.
  • Мерч-зона: сто­лы для книг, афиш, с qr-платежами.
  • Точ­ка запи­си на open mic.
  • Фото­зо­на с логотипами.

5.3. Свет и атмосфера

  • Теп­лый общий свет 2700 – 3200K, направ­лен­ные при­бо­ры на сце­ну, зад­ний контровой.
  • Дим­ме­ры для сме­ны настро­е­ния меж­ду блоками.
  • Без мер­ца­ю­щих гир­лянд в фоку­се камеры/сцены.

5.4. Тех­ни­ка и звук

  • Мик­шер 8 – 12 кана­лов, 2 – 3 мик­ро­фо­на (дина­ми­че­ские + 1 кон­ден­са­тор­ный при хоро­шем аку­сти­че­ском контроле).
  • Стой­ки мик­ро­фон­ные (напольные/настольные), поп-филь­тры при необходимости.
  • Аку­сти­че­ские систе­мы 2×12” + саб по ситу­а­ции; мони­тор для сцены.
  • Плей­бек через AUX/Bluetooth, резерв­ный кабель.
  • Тех­ни­к/­саунд-опе­ра­тор на пло­щад­ке весь вечер.
  • Запас­ные батарейки/кабели.

6. Про­грам­ма: как набрать участ­ни­ков и кури­ро­вать контент

6.1. Источ­ни­ки авторов

  • Локаль­ные поэ­ти­че­ские сооб­ще­ства, лите­ра­тур­ные клу­бы, студии.
  • Уни­вер­си­тет­ские сооб­ще­ства, теат­раль­ные шко­лы, слэм-сообщества.
  • Лите­ра­тур­ные теле­грам-кана­лы­/­ча­ты, VK-сооб­ще­ства, Одноклассники.
  • Изда­тель­ства, лите­ра­тур­ные аген­ты, редак­то­ры журналов.
  • Откры­тые заяв­ки: фор­ма заяв­ки с 3 – 5 ссыл­ка­ми на тексты/видео.

6.2. Отбор

  • Кри­те­рии: дик­ция, сце­ни­че­ская уве­рен­ность, соот­вет­ствие теме, раз­но­об­ра­зие голосов.
  • Баланс: опытные/новички, женские/мужские голо­са, раз­ные сти­ли (лири­ка, вер­либр, риф­ма, ирония).
  • Про­вер­ка тай­мин­га: тесто­вое чте­ние или видео до 5 минут.

6.3. Кури­ро­ва­ние блоков

  • Соби­рать «сеты», где авто­ры кон­тра­сти­ру­ют по тем­пу и настроению.
  • Вклю­чать 1 «мар­кер­ный» текст/перформанс на блок.
  • Сле­дить за сме­ной языков/диалектов, если актуально.

7. Роли и команда

  • Продюсер/куратор: кон­цеп­ция, отбор, про­грам­ма, партнерства.
  • Модератор/ведущий: сце­на­рий, тай­минг, ком­му­ни­ка­ция с залом.
  • Техник/саунд: сбор­ка, саунд­чек, обслуживание.
  • Коор­ди­на­тор сце­ны: выпуск авто­ров на сце­ну, кон­троль тайминга.
  • PR/соцсети: про­дви­же­ние, кон­тент, медиа.
  • Фотограф/видео: съем­ка, быст­рые фото к вечеру.
  • Адми­ни­стра­тор зала: рас­сад­ка, нави­га­ция, рабо­та с кассой/браслетами.
  • Бар/кухня: спец-меню, пред­за­ка­зы, уско­рен­ная пода­ча в перерывы.
  • Волон­те­ры: мерч, стой­ка реги­стра­ции, open mic, фидбек.

8. Бюд­жет и экономика

8.1. Ста­тьи затрат

  • Гоно­рар модератора/куратора/техников.
  • Звук/свет/аренда доп.оборудования.
  • Дизайн/печать афиш, суве­нир­ная полиграфия.
  • Фото/видео.
  • При­зы слэ­ма, пода­роч­ные сертификаты.
  • Вода для сце­ны, кей­те­ринг бэкстейдж.
  • Комис­сии пла­теж­ных систем для онлайн-билетов.

8.2. Дохо­ды

  • Биле­ты (дина­ми­че­ское цено­об­ра­зо­ва­ние, ран­ние цены).
  • Бар/кухня (спец-меню, сет-раци­о­ны «поэта»).
  • Парт­нер­ские инте­гра­ции (брен­ды, изда­тель­ства, кофе-обжарщики).
  • Про­да­жа книг/мерча (комис­сия 10 – 20%).
  • Гранты/поддержка куль­тур­ных центров.

8.3. Модель билетов

  • Early bird: ‑20% за 2 – 3 недели.
  • Standard: базо­вая цена.
  • Last minute: +10 – 15% в день мероприятия.
  • Ком­бо: билет + напиток/книга со скидкой.
  • Free до 16 лет при сопро­вож­де­нии — по решению.

8.4. Финан­со­вый план (при­мер)

  • Рас­хо­ды: 120 – 250 тыс. руб. (в зави­си­мо­сти от тех­ни­ки и гонораров).
  • Дохо­ды: 150 – 350 тыс. руб. при 120 – 200 гостях и сред­нем чеке 800‑1200 руб. плюс про­да­жи бара.
  • Точ­ка без­убы­точ­но­сти: рас­счи­тать как фик­си­ро­ван­ные рас­хо­ды / (сред­ний доход на гостя).

9. Доку­мен­ты и согласования

  • Дого­вор аренды/соглашение с кафе (если вы — внеш­ний организатор).
  • ТЗ на меро­при­я­тие: даты, вре­мя, тех­ни­ка, ответ­ствен­ность сторон.
  • Дого­во­ры с ведущим/техниками, согла­сие на фото/видео.
  • Прайс и усло­вия комис­сий на про­да­жу книг.
  • Поли­ти­ка воз­вра­та биле­тов, регла­мент пове­де­ния гостей.
  • Сосе­ди: уве­дом­ле­ние при позд­нем вре­ме­ни (если требуется).

10. Мар­ке­тинг и PR

10.1. Пози­ци­о­ни­ро­ва­ние

  • Чет­кая фор­му­ла: понят­ная тема, уни­каль­ность (слэм/гость), фор­мат (мара­фон 6 часов), дата/время, лока­ция, билет.
  • Визу­аль­ная айден­ти­ка: шриф­то­вая афи­ша, чита­е­мая на мобильном.

10.2. Кана­лы

  • VK-собы­тие, Telegram-канал, Медиа Reels/Stories, Яндекс.Афиша/TimePad.
  • Парт­не­ры: книж­ные мага­зи­ны, биб­лио­те­ки, вузы, твор­че­ские пространства.
  • Медиа-пич: локаль­ные изда­ния, афиш­ные пор­та­лы, блоги.

10.3. Кон­тент-план (3 недели)

  • T‑21: Анонс-кон­цеп­ция, откры­тие продаж.
  • T‑18: Reveal спи­ке­ров (кар­точ­ки авторов).
  • T‑14: Видео-инвайт от модератора/гостя.
  • T‑10: Спец-меню/кол­лаб с баром.
  • T‑7: Рас­пи­са­ние бло­ков, гайд по open mic.
  • T‑5: Розыг­рыш биле­тов с партнером.
  • T‑3: Плей­лист мара­фо­на, репе­ти­ци­он­ные сторис.
  • T‑1: Напо­ми­на­ние, схе­ма про­ез­да, dress code (если есть).
  • T+1: Фото­от­чет, бла­го­дар­но­сти, опрос, анонс сле­ду­ю­щей даты.

10.4. PR-клю­чи

  • Исто­рии авто­ров: цита­ты, корот­кие видео 15 – 30 сек.
  • Парт­нер­ские оффе­ры: скид­ка на кофе при билете.
  • Поль­зо­ва­тель­ский кон­тент: хеш­тег собы­тия, кон­курс фото.

11. Опе­ра­ци­он­ная под­го­тов­ка: чек-листы

11.1. За 4 – 5 недель

  • Утвер­жде­ние кон­цеп­ции, даты, формата.
  • Блок-схе­ма про­грам­мы и тайминги.
  • Бро­ни­ро­ва­ние техники/саунда/света.
  • Запуск заявок и отбор авторов.
  • Заклю­че­ние базо­вых договоров.
  • Старт дизай­на и поса­доч­ной страницы.

11.2. За 2 – 3 недели

  • Фина­ли­за­ция лайн-апа и расписания.
  • Под­твер­жде­ние парт­нерств, призов.
  • Настрой­ка билет­ной систе­мы, промокоды.
  • Пресс-релиз и медиарассылка.
  • Про­дакшн мате­ри­а­лов: афи­ши, бей­джи, таблички.

11.3. За 3 – 5 дней

  • Финаль­ный зво­нок всем участ­ни­кам, техрайдеры.
  • Сце­на­рий для моде­ра­то­ра и коор­ди­на­то­ра сцены.
  • Плей­лист, плей­бе­ки, тест презентаций.
  • План рас­сад­ки, мар­ки­ров­ка зон.
  • Инструк­таж пер­со­на­ла бара/зала.

11.4. В день мероприятия

  • Мон­таж (3 – 5 часов): сце­на, свет, звук, мерч-зона, фотозона.
  • Саунд­чек: моде­ра­тор и 2 – 3 автора.
  • Бри­финг коман­ды, рас­пре­де­ле­ние раций/чата.
  • Откры­тие две­рей за 30 – 40 минут.
  • Тай­минг-кон­троль, про­то­кол форс-мажоров.

11.5. После

  • Демон­таж, инвен­та­ри­за­ция, акты.
  • Финан­со­вое закры­тие, отче­ты партнерам.
  • Фото/видео релиз, сбор отзывов.
  • Ана­ли­ти­ка: про­да­жи, посе­ща­е­мость, вовлеченность.

12. Сце­на­рий моде­ра­то­ра: пове­де­ние, голос, кризис-менеджмент

12.1. Роль модератора

  • Дер­жит ритм, объ­яс­ня­ет пра­ви­ла, сни­ма­ет напря­же­ние, управ­ля­ет залом.
  • Под­чер­ки­ва­ет цен­ность каж­до­го авто­ра, не «пере­тя­ги­ва­ет одеяло».

12.2. Стиль

  • Доб­ро­же­ла­тель­ная уве­рен­ность, чет­кая дик­ция, ско­рость речи умеренная.
  • Ней­траль­ный юмор, ува­же­ние к залу и участникам.
  • Гово­рить коро­че, чем чита­ют авторы.

12.3. Прак­ти­ка

  • Вступ­ле­ние до 3 минут: тема, пра­ви­ла, тай­минг, open mic.
  • Анонс каж­до­го авто­ра: 1 – 2 фак­та, без «спой­ле­ров» текстов.
  • Тай­минг: пре­ду­пре­жде­ние за 30 секунд (жест/табличка), веж­ли­вое завершение.
  • Рабо­та с шумом: мяг­кая прось­ба к бару/залу сни­зить уро­вень; пере­за­пуск бло­ка при необходимости.
  • Кон­фликт: выслу­шать, резю­ми­ро­вать, пред­ло­жить реше­ние (пере­нос выступ­ле­ния, пауза).
  • Форс-мажор: тех­ни­ка «стоп-тайм» — корот­кая пау­за, озву­чи­ва­ние ста­ту­са, пере­ход к резерв­но­му микрофону.

12.4. Эти­че­ские рамки

  • Нуле­вая толе­рант­ность к дис­кри­ми­на­ции, трав­ле, несанк­ци­о­ни­ро­ван­ной съем­ке авто­ров, если они против.
  • Регла­мент кон­тен­та 18+: пре­ду­пре­жде­ние и соот­вет­ству­ю­щий слот.

13. Выбор тем и про­грам­ми­ро­ва­ние контента

13.1. Как выбрать тему

  • Исхо­дить из ДНК кафе: город­ская роман­ти­ка, стрит-куль­ту­ра, интел­лек­ту­аль­ное бистро.
  • Сезон­ность: осен­ние пись­ма, весен­ние при­зна­ния, «Белые ночи», «Декабрь­ские истории».
  • Пово­ды: юби­лей поэта, книж­ные пре­мии, локаль­ные праздники.
  • Мар­ке­тин­го­вая связ­ка: тема долж­на иметь визу­аль­ные и гастро­но­ми­че­ские отра­же­ния (спец-меню, коктейли).

13.2. Про­ве­роч­ные вопросы

  • Пони­ма­ет ли вашу тему широ­кая ауди­то­рия за 5 секунд?
  • Есть ли доста­точ­но авторов/текстов в этой рамке?
  • Может ли тема раз­ло­жить­ся на 3 – 5 субтем?
  • Есть ли кон­фликт и кон­траст внут­ри, что­бы избе­жать монотонности?

13.3. Баланс

  • Не пере­гру­жай­те фило­со­фи­ей без «яко­рей» — остав­ляй­те лег­кие окна, иро­нич­ные тексты.
  • Раз­де­ляй­те экс­пе­ри­мен­таль­ные фор­мы и «ком­форт­ное слушание».

14. Тех­ни­че­ский рай­дер: образец

  • Сцена/подиум: 2×3 м, ковер/антишум.
  • Мик­шер: 12 кана­лов, эффект ревер­бе­ра­ции с пред­уста­нов­кой «room».
  • Мик­ро­фо­ны: 2 Shure SM58/аналог, 1 резерв; 1 стой­ка журавль, 1 прямая.
  • Аку­сти­ка: 2 топа 12” 1000 – 2000 Вт сум­мар­но, 1 мони­тор 10”.
  • Свет: 2 – 4 софи­та теп­ло­го све­та на фронт, 1 – 2 контровых.
  • Про­иг­ры­ва­ние музы­ки: ноут­бук + AUX, Spotify/локальные треки.
  • Про­чее: удли­ни­те­ли 3×5 м, изо­лен­та, мар­ке­ры, тай­мер, таб­лич­ки «30 сек», «Вре­мя».

15. Шаб­ло­ны доку­мен­тов и коммуникаций

15.1. Пись­мо-офер поэту Тема: При­гла­ше­ние на поэ­ти­че­ский мара­фон [Назва­ние] в [Кафе, дата]

Здрав­ствуй­те, [Имя]! Мы гото­вим поэ­ти­че­ский мара­фон «[Назва­ние]» в кафе [Назва­ние, адрес] [дата, вре­мя]. Фор­мат: [крат­ко]. Пред­ла­га­ем вам высту­пить в бло­ке [№, вре­мя] с сетом до [минут] и 1 – 2 тек­ста­ми на тему [тема блока].

Усло­вия:

  • Гонорар/компенсация: [сумма/сертификат/без гоно­ра­ра, open mic].
  • Тех­ни­че­ские усло­вия: мик­ро­фон, свет, вода на сцене.
  • Сбор гостей: [вре­мя], саунд­чек: [вре­мя].
  • Медиа: фото/видео с упо­ми­на­ни­ем автора.

Про­сим под­твер­дить до [дата] и прислать:

  • Корот­кую био (до 400 знаков),
  • Фото (верт., 1500px+),
  • Ссыл­ку на тексты/видео.

Спа­си­бо! Кура­тор [Имя], контакты.

15.2. Сце­на­рий моде­ра­то­ра (струк­ту­ра)

  • Откры­тие: при­вет­ствие, пра­ви­ла, партнёры.
  • Анонс бло­ка и авто­ров (по оче­ре­ди), напо­ми­на­ние о тайминге.
  • Пере­хо­ды: 1 – 2 фра­зы-кар­ка­са, шутка/цитата по теме.
  • Пере­рыв: анонс спец-меню/ак­тив­но­сти.
  • Слэм: пра­ви­ла оце­ни­ва­ния, при­зы, чест­ная игра.
  • Финал: бла­го­дар­но­сти, сле­ду­ю­щий мара­фон, call-to-action (под­пис­ки, отзывы).

15.3. Регла­мент выступлений

  • Вре­мя на сцене: [мину­ты].
  • Пре­ду­пре­жде­ние за 30 сек.
  • Запре­ще­но: оскор­би­тель­ные выска­зы­ва­ния, раз­жи­га­ние нена­ви­сти, нару­ше­ние автор­ских прав.
  • Раз­ре­ше­но: рек­ви­зит при согла­со­ва­нии, музы­каль­ное сопро­вож­де­ние (фоно­грам­ма тести­ру­ет­ся на саундчеке).
  • Фото/видео: по умол­ча­нию раз­ре­ше­но; если автор про­тив — отметь­те у стой­ки, наклей­ка «no photo».

15.4. ТЗ бару/кухне

  • Спец-меню: 3 пози­ции еды (быст­рые), 3 напит­ка (вклю­чая без­алк.), «сет поэта».
  • Сер­ви­ров­ка пар­ти­я­ми к перерывам.
  • Сокра­ще­ние шумов во вре­мя бло­ков (лед, блендеры).
  • Отдель­ная касса/стойка на вре­мя наплыва.

15.5. Дого­вор-офер с партнерами

  • Паке­ты: Генеральный/Информационный/Призовой.
  • Инте­гра­ции: лого­ти­пы, упо­ми­на­ния, стенд, при­зо­вые сертификаты.
  • KPI: охват, посе­ща­е­мость, раз­ме­ще­ния в соцсетях.
  • Отчет: фото, циф­ры продаж/посещений, UTM-аналитика.

16. Про­да­жа биле­тов и вход­ная группа

  • Онлайн-плат­фор­ма + офлайн-кас­са/QR.
  • Кате­го­рии: сидячие/стоячие; сто­ли­ки pre-book.
  • Браслеты/штампы по категориям.
  • Реги­стра­ция у вхо­да: чек-лист, спи­сок спикеров/VIP, стой­ка open mic.
  • Нави­га­ция: стрел­ки, таб­лич­ки, план зала.

17. Рабо­та с авто­ра­ми: репе­ти­ции и пси­хо­ло­гия сцены

  • Корот­кая тех­ни­че­ская репе­ти­ция 60 – 90 мин до стар­та для 3 – 4 клю­че­вых выступающих.
  • Бриф по мик­ро­фон­ной тех­ни­ке: рас­сто­я­ние 3 – 5 см, кон­троль «п», «б».
  • Пси­хо­ло­ги­че­ский ком­форт: вода, тихая гри­мер­ная зона, чет­кие инструкции.
  • Нетвор­кинг: пред­ставь­те авто­ров друг дру­гу перед началом.

18. Инклю­зия и безопасность

  • По воз­мож­но­сти доступ­ность для МГН, резер­ви­ро­ва­ние перед­них мест.
  • Пра­ви­ла без­опас­но­сти: пути эва­ку­а­ции, аптеч­ка, ответственный.
  • Анти­кон­фликт­ные про­то­ко­лы: кон­так­ты охраны/администратора.
  • Кон­тент-пре­ду­пре­жде­ния: таблички/сообщения модератора.

19. Фото/видео и постпродакшн

  • ТЗ фото­гра­фу: порт­ре­ты авто­ров на сцене, зал, дета­ли, парт­нер­ские инте­гра­ции, 20 – 30 «быст­рых» фото к ночи.
  • Видео: 1 общий ролик 60 – 90 сек + нарез­ки авто­ров 15 – 30 сек.
  • Пра­во­об­ла­да­ние: согла­сие в офер­те, кре­ди­то­ва­ние авторов.
  • Пуб­ли­ка­ция: T+1 и T+3, отмет­ки, UTM.

20. Мет­ри­ки успе­ха и аналитика

  • Про­да­жи биле­тов (шт/выручка), про­цент no-show.
  • Сред­ний чек бара/кухни.
  • Запол­ня­е­мость бло­ков (по людям/по времени).
  • Медиа-охват: ER постов, про­смот­ры видео, упоминания.
  • Опрос гостей: NPS, люби­мые бло­ки, пожелания.
  • База кон­так­тов: под­пис­ки, повтор­ные визиты.

21. Рис­ки и план «Б»

  • Тех­ни­че­ские: резерв­ный мик­ро­фон, кабе­ли, авто­ном­ный свет.
  • Кад­ро­вые: запас­ной модератор/поэт.
  • Вре­мя: сокра­тить бло­ки на 10 – 15% при задержке.
  • Погода/трафик: ран­ний вход, согре­ва­ю­щий welcome, про­дле­ние посадки.
  • Соседи/шум: деци­бел-метр, кон­троль уров­ней, мяг­кая перегруппировка.

22. Кей­сы инте­гра­ций и спец-проектов

  • Изда­тель­ство: поп-ап-мага­зин, автограф-сессия.
  • Кофе-бренд: кап­пинг в пере­ры­ве «Аро­мат строки».
  • Музы­каль­ный парт­нер: вини­ло­вый сет меж­ду блоками.
  • Обра­зо­ва­тель­ный блок: мини-мастер-класс «Чте­ние вслух 101».

23. Этич­ные пра­ви­ла рабо­ты с кон­тен­том и сообществом

  • Автор­ское пра­во: чте­ние чужих пере­во­дов — с ука­за­ни­ем; пуб­ли­ка­ция видео — толь­ко с согласия.
  • Рав­ный доступ к open mic: про­зрач­ные спис­ки и лоте­рея при переполнении.
  • Ува­же­ние к чув­стви­тель­ной тема­ти­ке: пре­ду­пре­жде­ния, отдель­ные слоты.

24. Частые ошиб­ки и как их избежать

  • Пере­гру­жен­ный тай­минг: дер­жи­те 10 – 15% буфер.
  • Пло­хая слы­ши­мость: тести­руй­те арти­ку­ля­цию, сле­ди­те за уров­нем бара.
  • Моно­тон­ность: чере­дуй­те темп, сти­ли, вставки.
  • Отсут­ствие нави­га­ции: таб­лич­ки и анон­сы модератора.
  • Задерж­ки кух­ни: пред­за­ка­зы и бат­чи в перерывы.

25. Дорож­ная кар­та пер­во­го мара­фо­на (по неделям)

Неде­ля 1: идея, лока­ция, дата, бюд­жет, базо­вая команда.

Неде­ля 2: тех­ни­ка, заяв­ки авто­ров, дизайн, анонс.

Неде­ля 3: лайн-ап, парт­не­ры, биле­ты, PR.

Неде­ля 4: фина­ли­за­ция, сце­на­рии, репе­ти­ции, логистика.

Неде­ля 5: про­ве­де­ние, пост­про­дакшн, отчет, план №2.

При­ло­же­ния: гото­вые шаблоны

A. Пресс-релиз (струк­ту­ра)

  • Заго­ло­вок: Поэ­ти­че­ский мара­фон «[Назва­ние]» — [дата], [город], [кафе].
  • Лид: что, когда, зачем, для кого.
  • Бэк­гра­унд: кура­ция, осо­бен­ность фор­ма­та, гость.
  • Про­грам­ма: бло­ки с крат­ки­ми описаниями.
  • Биле­ты: ссыл­ка, цены, условия.
  • Парт­не­ры: список.
  • Кон­так­ты: PR-менеджер.

B. Опи­са­ние event-страницы

  • Корот­ко: 2 – 3 предложения.
  • Подроб­но: 5 – 7 бул­ле­тов ценности.
  • FAQ: Как запи­сать­ся на open mic? Мож­но ли с детьми? Где парковка?
  • Пра­ви­ла воз­вра­та билетов.

C. Бриф для фотографа

  • Клю­че­вые кад­ры: откры­тие, реак­ция зала, круп­ные пла­ны, парт­нер­ские инте­гра­ции, награждение.
  • Свет: теп­лый, ста­биль­ный; избе­гать строба.
  • Дед­лай­ны: 20 избран­ных фото до 23:00, пол­ный пакет T+3.

D. Листинг оборудования

  • Мик­шер, мик­ро­фо­ны, стой­ки, мони­то­ры, топы, кабе­ли, удли­ни­те­ли, диммеры.
  • Резер­вы: 1 мик­ро­фон, 2 XLR, 1 кабель пита­ния, батарейки.

E. Кар­та ролей и кон­так­тов (на один лист)

  • Имя — роль — теле­фон — Telegram — зона ответственности.
  • Гра­фик: где кто дол­жен быть по времени.

F. Скрип­ты моде­ра­то­ра (фраг­мен­ты) Откры­тие: «Доб­рый вечер! Это мара­фон «[Назва­ние]» в [кафе]. Сего­дня у нас [корот­ко о теме], 5 бло­ков, слэм и откры­тый мик­ро­фон. Пра­ви­ла про­стые: каж­дый автор — до [минут], таб­лич­ка «30 секунд» — наш ори­ен­тир. Прось­ба к бару — пол­ный звук в пере­ры­вах, во вре­мя чте­ний — помяг­че. В кон­це — при­зы и авто­граф-сес­сия. Поехали!»

Пере­ход меж­ду авто­ра­ми: «Голо­са у нас раз­ные — и в этом кра­со­та вече­ра. Сле­ду­ю­щий на сцене — [Имя], [1 факт], [тема].»

Перед слэмом: «Слэм — чест­ная игра. Три мину­ты, без рек­ви­зи­та, толь­ко вы и сло­ва. Оцен­ки — у вас в руках: под­ни­май­те кар­точ­ки от 1 до 5. Побе­ди­тель заби­ра­ет [приз].»

Закры­тие: «Спа­си­бо авто­рам, парт­не­рам и вам. Сле­ду­ю­щая дата — [дата]. Отметь­те нас в соц­се­тях по хеш­те­гу [#]. До встречи!»

G. Регла­мент open mic

  • Реги­стра­ция у стой­ки, 10 – 15 мест.
  • Лимит: 2 мину­ты, 1 текст.
  • Запре­щен шок-кон­тент без предупреждения.
  • Съем­ка — по согласию.

H. Чек-лист безопасности

  • Огне­ту­ши­тель, аптеч­ка, план эвакуации.
  • Сво­бод­ные выхо­ды, отсут­ствие кабе­лей в проходах.
  • Ответ­ствен­ный по без­опас­но­сти на смене.

I. Пись­мо бла­го­дар­но­сти гостям (T+1) Тема: Спа­си­бо, что были на «[Назва­ние]»!

Спа­си­бо, что про­ве­ли вечер с нами в [кафе]. Фото уже здесь: [ссыл­ка]. Рас­ска­жи­те, что понра­ви­лось, в корот­ком опро­се [ссыл­ка] — это помо­жет сде­лать сле­ду­ю­щий мара­фон еще луч­ше. А он — [дата]! Про­мо­код на ‑10%: [код].

J. Опти­ми­зи­ро­ван­ный план пере­ры­вов для бара

  • Пере­рыв 10 – 15 минут каж­дые 40 – 50 минут.
  • Пред­за­ка­зы перед нача­лом бло­ка, выда­ча в перерыве.
  • Доп.стойка для напит­ков «на вынос» у вхо­да в зал.

Прак­ти­че­ские сове­ты «из полей»

  • Два тай­ме­ра: у коор­ди­на­то­ра сце­ны и у моде­ра­то­ра — что­бы не спо­рить с часами.
  • Таб­лич­ки вме­сто кри­ков: «Тише в зале», «5 минут до нача­ла», «Open mic — запись здесь».
  • Вода без газов на сцене в малень­ких бутыл­ках, сал­фет­ки, стой­ка для листов.
  • Резерв­ное аку­сти­че­ское реше­ние: колонка-«банан» на акку­му­ля­то­ре и пет­лич­ка — если «пада­ет» электричество.
  • Раз­де­ли­те бэк­лайн и про­ход: авто­ры долж­ны доби­рать­ся до сце­ны без толпы.
  • Не пере­гру­жай­те ввод­ные: зал при­шел слу­шать поэ­зию, а не «бри­фин­ги». Все пра­ви­ла — на одной кар­точ­ке на каж­дом столе.
  • Отсле­жи­вай­те «пики»: самый силь­ный кон­тент — в бло­ки 2 и 4, когда зал мак­си­маль­но вовлечен.
  • Деле­ги­руй­те: моде­ра­тор не дол­жен решать вопро­сы кух­ни и кассы.

Финаль­ная мысль

Силь­ный поэ­ти­че­ский мара­фон — это хоро­шо спро­дю­си­ро­ван­ная дина­ми­ка впе­чат­ле­ний. Побеж­да­ют не самые гром­кие, а самые вни­ма­тель­ные к дета­лям: аку­сти­ка, свет, ритм, ува­же­ние к сло­ву и к людям. Сде­лай­те пер­вый — и тут же пла­ни­руй­те вто­рой: комью­ни­ти фор­ми­ру­ет­ся регулярностью.

 

Систем­ные чек-листы по клю­че­вым раз­де­лам под­го­тов­ки и про­ве­де­ния офлайн-поэ­ти­че­ско­го мара­фо­на в кафе. Струк­ту­ра ори­ен­ти­ро­ва­на на прак­ти­че­ское при­ме­не­ние: каж­дый блок — набор кон­крет­ных дей­ствий, ответ­ствен­ных и кон­троль­ных точек.

  1. Кон­цеп­ция и формат

  •  — Сфор­му­ли­ро­вать цель мара­фо­на: продажи/PR/сообщество/контент.
  •  — Опре­де­лить фор­мат: классический/кураторский/слэм/гибрид/ночной.
  •  — Выбрать тема­ти­че­скую рам­ку и 3 – 5 субтем.
  •  — Опре­де­лить дли­тель­ность (4 – 8 часов) и коли­че­ство блоков.
  •  — Спла­ни­ро­вать дра­ма­тур­ги­че­скую дугу (откры­тие
      •  — пик
      •  — завершение).
  •  — Согла­со­вать клю­че­вые осо­бен­но­сти: спец-гость, open mic, конкурсы.
  •  — Утвер­дить дату/время, учесть сезон­ность и кон­ку­ри­ру­ю­щие события.
  •  — Про­ве­рить сов­ме­сти­мость фор­ма­та с лока­ци­ей и ресурсами.
  •  — Выпи­сать KPI: запол­ня­е­мость, выруч­ка бара, ER, NPS, база контактов.
  •  — Зафик­си­ро­вать кон­цеп­цию в одном доку­мен­те (бриф для команды).
  1. Лока­ция и зонирование

  •  — Про­ве­рить вме­сти­мость: мини­мум 40 – 60 гостей, опти­маль­но 100+.
  •  — Оце­нить аку­сти­ку: отсут­ствие силь­но­го эха, шум тех­ни­ки бара.
  •  — Элек­три­ка: 3 линии, 6 – 8 розе­ток у сце­ны, удлинители/фильтры.
  •  — Согла­со­вать режим шума и вре­мя завер­ше­ния с соседями/управляющей.
  •  — Опре­де­лить сце­ну: подиум/ковер 2×3 м, фон, без­опас­ные проходы.
  •  — Рас­сад­ка: «театр» + несколь­ко высо­ких сто­лов; про­хо­ды 1 м.
  •  — Раз­ме­стить мерч-зону, фото­зо­ну, стой­ку open mic, регистрацию.
  •  — Обо­зна­чить тихую/служебную зону для авто­ров (гри­мер­ная).
  •  — Нави­га­ция: таб­лич­ки вход/выход/туалет/сцена/open mic/мерч.
  •  — Про­ве­рить сани­тар­ные узлы, нали­чие рас­ход­ни­ков, уборку.
  1. Тех­ни­ка, свет и звук

  •  — Спи­сок обо­ру­до­ва­ния: мик­шер 8 – 12 кана­лов, 2 – 3 мик­ро­фо­на, стой­ки, мони­то­ры, топы, кабели.
  •  — Резер­вы: 1 мик­ро­фон, XLR-кабе­ли, бата­рей­ки, AUX, блок питания.
  •  — Свет: 2 – 4 фрон­таль­ных теп­лых, 1 – 2 кон­тро­вых, диммеры.
  •  — Плей­бек: ноут­бук + резерв­ный источ­ник, плей­лист, тест уровней.
  •  — Саунд­чек: моде­ра­тор + 2 – 3 авто­ров, про­ве­рить дикцию/громкость.
  •  — Настро­ить зоны гром­ко­сти: зал/сцена/бар; отклю­че­ние шум­ных девайсов.
  •  — Под­го­то­вить тай­ме­ры и таб­лич­ки «30 секунд», «Вре­мя».
  •  — Про­ве­рить ста­би­ли­за­цию пита­ния (фильтры/UPS при необходимости).
  •  — Ответ­ствен­ный тех­ник на весь вечер; кон­так­ты на вид­ном месте.
  •  — Про­то­кол ава­рий: резерв­ная колон­ка на акку­му­ля­то­ре, план «стоп-тайм».
  1. Про­грам­ма и драматургия

  •  — Утвер­дить коли­че­ство бло­ков и дли­тель­ность каждого.
  •  — Сфор­ми­ро­вать лайн-ап по бло­кам: кон­тра­сты тем­па и настроения.
  •  — Встро­ить музыкальные/перформативные встав­ки, если нужны.
  •  — Запла­ни­ро­вать слэм: пра­ви­ла, кар­точ­ки оце­нок, финал, призы.
  •  — Выде­лить open mic: лимит слотов/время, пра­ви­ла, регистрация.
  •  — Впи­сать пере­ры­вы 10 – 15 минут каж­дые 40 – 50 минут.
  •  — Резерв вре­ме­ни 10 – 15% на форс-мажоры.
  •  — Подо­брать плей­лист под дина­ми­ку бло­ков (три уров­ня энергии).
  •  — Назна­чить коор­ди­на­то­ра сце­ны для выпус­ка авторов.
  •  — Фина­ли­зи­ро­вать сце­на­рий моде­ра­то­ра с точ­ка­ми входа/выхода.
  1. Набор авто­ров и отбор

  •  — Открыть заяв­ки: фор­ма, дед­лайн, тре­бо­ва­ния (био, фото, ссылки).
  •  — Обра­тить­ся к локаль­ным сооб­ще­ствам, вузам, клу­бам, издательствам.
  •  — Собрать шорт-лист: критерии 
      •  — дик­ция, соот­вет­ствие теме, разнообразие.
  •  — Про­ве­рить тай­минг выступ­ле­ний (видео/репетиция).
  •  — Сба­лан­си­ро­вать опытных/новичков, сти­ли, ген­дер­ные и воз­раст­ные голоса.
  •  — Согла­со­вать усло­вия: гонорар/компенсация/проезд/питание.
  •  — Выслать офер-пись­ма и собрать подтверждения.
  •  — Запро­сить медиа-мате­ри­а­лы для анон­сов (био, фото).
  •  — Назна­чить сло­ты и сооб­щить пра­ви­ла сцены.
  •  — Зафик­си­ро­вать все в еди­ном фай­ле лайн-апа с контактами.
  1. Роли и команда

  •  — Назна­чить продюсера/куратора, моде­ра­то­ра, тех­ни­ка, коор­ди­на­то­ра сцены.
  •  — Закрыть функ­ции PR/соцсети, фото/видео, адми­на зала, мерча.
  •  — При­влечь 2 – 4 волон­те­ров на стойки/навигацию/open mic.
  •  — Под­го­то­вить кар­ту кон­так­тов: роли, теле­фо­ны, Telegram.
  •  — Про­ве­сти бриф: сце­на­рий, тай­минг, зона ответственности.
  •  — Орга­ни­зо­вать рабо­чий чат, закре­пить файл тай­мин­га и чек-листы.
  •  — Обес­пе­чить рации/гарнитуры при возможности.
  •  — Назна­чить ответ­ствен­но­го по без­опас­но­сти и эвакуации.
  •  — Согла­со­вать дресс-код коман­ды (узна­ва­е­мые бейджи).
  •  — Сфор­ми­ро­вать гра­фик смен и точ­ки кон­тро­ля по времени.
  1. Бюд­жет и экономика

  •  — Соста­вить сме­ту: гоно­ра­ры, тех­ни­ка, дизайн/печать, фото/видео, при­зы, вода/кейтеринг, комиссии.
  •  — Про­пи­сать дохо­ды: биле­ты, бар/кухня, парт­нер­ства, мерч, гранты.
  •  — Настро­ить билет­ные кате­го­рии: ранние/стандарт/last minute/комбо.
  •  — Опре­де­лить точ­ку без­убы­точ­но­сти и целе­вые продажи.
  •  — Закре­пить усло­вия с парт­не­ра­ми (бар-реве­ню, комис­сии за мерч).
  •  — Кон­троль рас­хо­дов: лими­ты на каж­дую ста­тью, 10% резерв.
  •  — Настро­ить учет: пла­те­жи, акты, закры­ва­ю­щие документы.
  •  — Мони­то­ринг про­даж: еже­не­дель­ные цели и кор­рек­ти­ров­ки промо.
  •  — Отчет­ность по ито­гам: P&L, ROI парт­нер­ских интеграций.
  •  — План моти­ва­ции коман­ды (бонусы/бартер/сертификаты).
  1. Доку­мен­ты и юри­ди­че­ские вопросы

  •  — Дого­вор с площадкой/внутреннее ТЗ с кафе.
  •  — Дого­во­ры с моде­ра­то­ром, тех­ни­ка­ми, подрядчиками.
  •  — Пуб­лич­ная оферта/правила уча­стия (биле­ты, возвраты).
  •  — Согла­сия на фото/видео и публикации.
  •  — Регла­мент пове­де­ния гостей и участ­ни­ков, поли­ти­ка 18+.
  •  — Усло­вия про­да­жи книг/мерча: комис­сия, отчетность.
  •  — Страхование/ответственность (по возможности).
  •  — Уве­дом­ле­ние сосе­дей при позд­нем вре­ме­ни (если требуется).
  •  — Техрай­дер и план эва­ку­а­ции подписаны/поняты.
  •  — Хра­нить копии в обла­ке, рас­пе­чат­ки на стой­ке регистрации.
  1. Мар­ке­тинг и PR

  •  — Сфор­му­ли­ро­вать пози­ци­о­ни­ро­ва­ние: тема, уни­каль­ность, дата/место.
  •  — Раз­ра­бо­тать айден­ти­ку: афи­ша, кар­точ­ки авто­ров, шаб­ло­ны сторис.
  •  — Запу­стить лендинг/событие (VK/TimePad/Яндекс.Афиша).
  •  — Кон­тент-план на 3 неде­ли: анон­сы, спи­ке­ры, видео-инвайт, рас­пи­са­ние, спец-меню, розыгрыши.
  •  — Медиа­рас­сыл­ка: пресс-релиз, меди­а­кит, кон­такт-лист редакций.
  •  — Парт­нер­ства: книж­ные, вузы, брен­ды кофе; бартер/пакеты интеграций.
  •  — Настро­ить UTM-мет­ки и тре­кинг про­даж по каналам.
  •  — Про­грам­ма амбас­са­до­ров: про­мо­ко­ды авторам/лидерам мнений.
  •  — Соц­се­ти в день собы­тия: live-сто­рис, бэкс­тейдж, быст­рые фото.
  •  — Пост-релиз: фото, циф­ры, анонс сле­ду­ю­щей даты и опрос.
  1. Про­да­жа биле­тов и вход­ная группа

  •  — Выбрать плат­фор­му: тариф, комис­сии, спо­со­бы оплаты.
  •  — Настро­ить тариф­ные кате­го­рии и промокоды.
  •  — Под­го­то­вить спи­сок гостей, спи­ке­ров, VIP, прессы.
  •  — Орга­ни­зо­вать стой­ку реги­стра­ции: скан билетов/QR, браслеты/штампы.
  •  — Раз­де­лить пото­ки: предоплата/покупка на входе.
  •  — Инструк­ции по воз­вра­там и обме­нам; кас­со­вая дисциплина.
  •  — Нави­га­ция у вхо­да: афи­ша, стрел­ки, рас­пи­са­ние блока.
  •  — Стой­ка запи­си open mic: пра­ви­ла, лимит, тайм-слоты.
  •  — Инфор­ми­ро­вать о спец-меню и перерывах.
  •  — Кон­тро­ли­ро­вать запол­ня­е­мость зала и без­опас­ность проходов.
  1. Бар и кухня

  •  — Раз­ра­бо­тать спец-меню: 3 быст­рых блю­да, 3 напит­ка (вкл. безалк.).
  •  — Пла­ни­ро­вать бат­чинг и пред­за­ка­зы к перерывам.
  •  — Согла­со­вать сни­же­ние шумов во вре­мя бло­ков (лед, блендеры).
  •  — Выде­лить доп.стойку для «быст­рых» напит­ков в перерывы.
  •  — Вве­сти ком­бо-биле­ты «вход+напиток/сет».
  •  — Обу­чить пер­со­нал: тай­минг, пики, пра­ви­ла обще­ния с гостями.
  •  — Под­го­то­вить POS-мате­ри­а­лы: меню на сто­лах, QR-оплата.
  •  — Отдель­ный счет меро­при­я­тия для ана­ли­ти­ки оборота.
  •  — Резерв посуды/расходников; план на sold-out.
  •  — Бриф по отве­там на частые вопро­сы (open mic, места, время).
  1. Сце­на­рий моде­ра­то­ра и пове­де­ние на сцене

  •  — Под­го­то­вить сце­нар­ный план: откры­тие, пра­ви­ла, пере­хо­ды, перерывы.
  •  — Корот­кие под­вод­ки к авто­рам (1 – 2 фак­та), без спойлеров.
  •  — Настро­ить тай­минг-сиг­на­лы: таб­лич­ки, жесты, таймер.
  •  — Про­ра­бо­тать фра­зы для кри­зи­сов: шум, задерж­ки, конфликты.
  •  — Озву­чить эти­че­ские рам­ки и пра­ви­ла 18+ при необходимости.
  •  — Объ­явить пра­ви­ла слэ­ма и open mic, объ­яс­нить голосование.
  •  — Под­дер­жи­вать темп, избе­гать дол­гих моно­ло­гов ведущего.
  •  — Не спо­рить со сце­ной: про­бле­мы решать за кулисами.
  •  — Дер­жать ней­траль­ный тон, ува­же­ние к авто­рам и гостям.
  •  — Финаль­ное сло­во: бла­го­дар­но­сти, сле­ду­ю­щий анонс, call-to-action.
  1. Open mic и слэм

  •  — Реги­стра­ция: спи­сок, лимит мест, под­твер­жде­ние регламента.
  •  — Пра­ви­ла: 2 минуты/1 текст для open mic; 3 мину­ты для слэма.
  •  — Кар­точ­ки оце­нок слэ­ма, волон­те­ры для сборов/подсчета.
  •  — При­зы: сертификаты/книги, анонс партнеров.
  •  — Поря­док выхо­да: очередь/лотерея при избыт­ке желающих.
  •  — Кон­тент-пре­ду­пре­жде­ния и эти­че­ские ограничения.
  •  — Тех­ни­че­ские настрой­ки еди­ны для всех участников.
  •  — Резерв вре­ме­ни на ничьи/доп.раунд.
  •  — Веду­щий про­го­ва­ри­ва­ет кри­те­рии «чест­ной игры».
  •  — Пуб­ли­ка­ция ито­гов слэ­ма в соц­се­тях T+1.
  1. Без­опас­ность и инклюзия

  •  — План эва­ку­а­ции, доступ­ность выхо­дов, отсут­ствие кабе­лей в проходах.
  •  — Аптеч­ка, огне­ту­ши­тель, ответ­ствен­ный по безопасности.
  •  — Бриф для коман­ды: дей­ствия при форс-мажо­ре, кон­так­ты экс­трен­ных служб.
  •  — Пре­ду­пре­жде­ния о кон­тен­те 18+/чувствительных темах.
  •  — Резерв­ные места для МГН, сво­бод­ные пер­вые ряды.
  •  — Поли­ти­ка нуле­вой толе­рант­но­сти к агрессии/дискриминации.
  •  — Про­це­ду­ра уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­тов и эскалации.
  •  — Согла­сия на съем­ку; наклей­ки «no photo» при отказе.
  •  — Кон­троль уров­ня зву­ка; беру­ши по запросу.
  •  — Инструк­ции пер­со­на­лу бара по веж­ли­во­му шум-контролю.
  1. Фото/видео и медиа-активы

  •  — Выбрать фотографа/видео, под­пи­сать ТЗ и дедлайны.
  •  — Спи­сок клю­че­вых кад­ров: сце­на, зал, дета­ли, парт­не­ры, награждение.
  •  — Настрой­ки све­та под фото: ста­биль­ный теп­лый фронт.
  •  — Выде­лить место для фото-стен­да/­ло­го­ти­пов.
  •  — Собрать рели­зы на пуб­ли­ка­цию контента.
  •  — Быст­рые фото (20 – 30) до кон­ца вече­ра; пол­ный пакет T+3.
  •  — Снять корот­кие вер­ти­каль­ные видео для Reels/TikTok.
  •  — Обя­за­тель­ные упо­ми­на­ния и теги партнеров/кафе.
  •  — Резерв­ные нако­пи­те­ли, кон­троль батарей/карт памяти.
  •  — Отчет­ный аль­бом и архив в обла­ке с понят­ной структурой.
  1. Опе­ра­ци­он­ная под­го­тов­ка (тайм­лайн) За 4 – 5 недель:

  •  — Утвер­дить кон­цеп­цию, дату, бюд­жет, команду.
  •  — Бро­ни­ро­вать лока­цию и технику.
  •  — Запу­стить заяв­ки и PR-кам­па­нию, лендинг.
  •  — Старт парт­нерств, договоренности.

За 2 – 3 недели:

  •  — Фина­ли­зи­ро­вать лайн-ап и расписание.
  •  — Под­твер­дить при­зы и интеграции.
  •  — Запу­стить про­да­жу биле­тов с промо.
  •  — Зака­зать печать: афи­ши, бей­джи, таблички.
  •  — Согла­со­вать меню и логи­ку бара.

За 3 – 5 дней:

  •  — Финаль­ные звон­ки авто­рам, рас­сыл­ка сценариев.
  •  — Тест плейлистов/плееров/презентаций.
  •  — Раз­мет­ка зала и зонирование.
  •  — Инструк­таж коман­ды и волонтеров.
  •  — Под­го­то­вить «тре­вож­ный чемо­дан­чик»: скотч, мар­ке­ры, нож, батарейки.

В день события:

  •  — Мон­таж сцены/света/звука; про­вер­ка безопасности.
  •  — Саунд­чек, бриф коман­ды, выда­ча бейджей/раций.
  •  — Открыть две­ри за 30 – 40 минут, фоно­вая музыка.
  •  — Тай­минг-кон­троль бло­ков, опе­ра­тив­ные правки.
  •  — Демон­таж, инвен­та­ри­за­ция, закры­тие касс.

После:

  •  — Финан­со­вое закры­тие, акты, опла­та подрядчиков.
  •  — Пост-релиз, фото/видео, благодарности.
  •  — Опрос гостей и авто­ров; ана­ли­ти­ка KPI.
  •  — Ретро­спек­ти­ва коман­ды: что улуч­шить к сле­ду­ю­ще­му разу.
  1. Рис­ки и план «Б»

  •  — Тех­ни­ка: резерв­ный мик­ро­фон, кабе­ли, колон­ка на аккумуляторе.
  •  — Кад­ры: запас­ной модератор/автор; база кон­так­тов «джо­ке­ров».
  •  — Вре­мя: сокра­щен­ные вер­сии бло­ков, жёст­кий тай­мер финала.
  •  — Про­да­жи: про­мо­ко­ды «last minute», парт­нер­ские рассылки.
  •  — Погода/трафик: ран­ний вход, welcome-напи­ток, задерж­ка стар­та на 10 – 15 минут.
  •  — Шум: пере­го­во­ры с баром, изме­ри­тель деци­бел, пере­рас­пре­де­ле­ние посадки.
  •  — Медиа-отка­зы: соб­ствен­ный кон­тент-мей­кер на площадке.
  •  — Кон­флик­ты: про­то­кол меди­а­ции, охрана/администратор.
  •  — Отме­на спи­ке­ра: пере­ста­нов­ка бло­ков, удли­не­ние выступ­ле­ний 2 – 3 авторов.
  •  — Свет/электрика: пере­нос­ной свет, удли­ни­те­ли, резерв­ная линия.
  1. Ана­ли­ти­ка и постпродакшн

  •  — Собрать про­да­жи биле­тов, no-show, выруч­ку бара.
  •  — Оце­нить ER постов, охват, пере­хо­ды по UTM.
  •  — NPS и каче­ствен­ные отзы­вы гостей и авторов.
  •  — Отчет для парт­не­ров: циф­ры, фото, ссылки.
  •  — Архи­ва­ция мате­ри­а­лов: фото, видео, маке­ты, сценарии.
  •  — Спи­сок улуч­ше­ний: тех­ни­ка, тай­минг, рабо­та бара, навигация.
  •  — Анонс сле­ду­ю­щей даты с ран­ней продажей.
  •  — Под­го­то­вить кейс в порт­фо­лио: цели/решения/результаты.
  •  — План удер­жа­ния ауди­то­рии: рас­сыл­ка, комью­ни­ти-чат, про­грам­ма лояльности.
  •  — Обно­вить чек-листы по ито­гам опыта.
  1. Мерч и книги

  •  — Согла­со­вать ассор­ти­мент и усло­вия комис­сий (10 – 20%).
  •  — Орга­ни­зо­вать столы/стойки, стой­ку опла­ты, QR-коды.
  •  — Назна­чить ответственного/волонтера на зону.
  •  — Объ­явить сло­ты автограф-сессий.
  •  — Учёт остат­ков, акт реа­ли­за­ции, фото-отчет выкладки.
  •  — POS-мате­ри­а­лы: цен­ни­ки, таб­лич­ки, держатели.
  •  — Упаковка/пакеты, сда­ча, тер­ми­нал оплаты.
  •  — Резерв мелочи/средств дезинфекции.
  •  — Фото мерч-зоны для PR.
  •  — Ито­го­вый отчет авторам/издательствам.
  1. Ком­му­ни­ка­ция с авто­ра­ми и забо­та о них
  •  — Ран­ний инфо­па­кет: адрес, схе­ма вхо­да, саунд­чек, регламент.
  •  — Бэкс­тейдж-набор: вода, сал­фет­ки, лег­кие снеки.
  •  — Тихая зона ожи­да­ния, рас­пи­са­ние выхо­да на вид­ном месте.
  •  — Помощь с рас­пе­чат­кой текстов/держателем листов.
  •  — Пред­став­ле­ние авто­ров друг дру­гу для нетворкинга.
  •  — Фото каж­до­го авто­ра на сцене + 1 порт­рет у фотозоны.
  •  — Свое­вре­мен­ные выплаты/компенсации.
  •  — Бла­го­дар­ствен­ное пись­мо и медиа­ма­те­ри­а­лы T+1.
  •  — Сбор обрат­ной свя­зи авторов.
  •  — При­гла­ше­ние в «пулы» на буду­щие события.

Эти чек-листы мож­но рас­пе­ча­тать по раз­де­лам и исполь­зо­вать как опе­ра­ци­он­ные кар­ты для про­дю­се­ра, моде­ра­то­ра, тех­ни­ка и адми­ни­стра­то­ра зала. Для кон­тро­ля испол­не­ния добавь­те в каж­дый блок колон­ки «Ответ­ствен­ный», «Дед­лайн», «Ста­тус».