Теку­щие нало­го­вые рис­ки ресто­ран­но­го бизнеса

Ресто­ран­ный биз­нес, несмот­ря на свою кажу­щу­ю­ся про­сто­ту, явля­ет­ся одним из наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных для нало­го­во­го кон­тро­ля. Высо­кая доля налич­ных рас­че­тов, слож­ность уче­та ингре­ди­ен­тов и гото­вой про­дук­ции, а так­же рас­про­стра­нен­ная прак­ти­ка опти­ми­за­ции нало­го­об­ло­же­ния дела­ют его уяз­ви­мым для пре­тен­зий со сто­ро­ны ФНС. В послед­ние годы борь­ба с укло­не­ни­ем от упла­ты нало­гов в ресто­ран­ном сек­то­ре обост­ри­лась, и одним из клю­че­вых направ­ле­ний этой борь­бы ста­ло выяв­ле­ние и пре­се­че­ние дроб­ле­ния биз­не­са. Эта лек­ция озву­чи­ва­ет акту­аль­ные нало­го­вые рис­ки ресто­ран­но­го биз­не­са, алго­ритм дей­ствий ФНС, спо­со­бы мини­ми­за­ции рис­ков и аль­тер­на­тив­ные реше­ния, исполь­зу­е­мые дру­ги­ми игро­ка­ми рынка.

Прак­ти­ка мам­ки­ных ресто­ра­то­ров по дроб­ле­нию ресто­ран­ных сетей

Дроб­ле­ние ресто­ран­ной сети – это искус­ствен­ное раз­де­ле­ние еди­но­го биз­не­са на несколь­ко юри­ди­че­ских лиц (ИП или ООО) с целью умень­ше­ния нало­го­вой базы, пере­рас­пре­де­ле­ния при­бы­ли меж­ду ними и, как след­ствие, сни­же­ния общей сум­мы упла­чи­ва­е­мых нало­гов. Часто эта прак­ти­ка выра­жа­ет­ся в созда­нии мно­же­ства неболь­ших фирм, каж­дая из кото­рых откры­ва­ет одно или несколь­ко заве­де­ний. Акту­аль­ные схе­мы дроб­ле­ния вклю­ча­ют в себя:

  • Раз­де­ле­ние по видам дея­тель­но­сти: Раз­де­ле­ние дея­тель­но­сти по при­го­тов­ле­нию, достав­ке и обслу­жи­ва­нию в раз­ных компаниях.
  • Раз­де­ле­ние по гео­гра­фи­че­ско­му при­зна­ку: Откры­тие каж­дой точ­ки в отдель­ной компании.
  • Исполь­зо­ва­ние фик­тив­ных контр­аген­тов: Про­ве­де­ние опе­ра­ций с ком­па­ни­я­ми-одно­днев­ка­ми для зани­же­ния рас­хо­дов или завы­ше­ния себестоимости.
  • Пере­рас­пре­де­ле­ние при­бы­ли: Через завышенные/заниженные цены в цепоч­ке поста­вок меж­ду аффи­ли­ро­ван­ны­ми компаниями.
  • Скры­тие части выруч­ки: Непро­ве­де­ние части опе­ра­ций через кас­су, исполь­зо­ва­ние «чер­ной кассы».

В послед­нее вре­мя, с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, ФНС все чаще выяв­ля­ет слож­ные схе­мы, вклю­ча­ю­щие исполь­зо­ва­ние крип­то­ва­лю­ты и офшор­ных компаний.

Алго­ритм и эта­пы рабо­ты ФНС по выяв­ле­нию дробления

ФНС исполь­зу­ет мно­го­сту­пен­ча­тый алго­ритм для выяв­ле­ния фак­тов дроб­ле­ния бизнеса:

  • Авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный ана­лиз дан­ных: Пер­вый этап – это сбор и ана­лиз боль­ших дан­ных из раз­лич­ных источ­ни­ков: ЕГРЮЛ, ЕГАИС, дан­ные онлайн-касс, бан­ков­ские выпис­ки, дан­ные из соци­аль­ных сетей и откры­тых источ­ни­ков. Спе­ци­аль­ные про­грам­мы ана­ли­зи­ру­ют вза­и­мо­свя­зи меж­ду ком­па­ни­я­ми, подо­зри­тель­ные тран­зак­ции и несо­от­вет­ствия в отчетности.
  • Каме­раль­ные про­вер­ки: При выяв­ле­нии подо­зри­тель­ных опе­ра­ций про­во­дит­ся каме­раль­ная про­вер­ка нало­го­вой отчет­но­сти. В ходе про­вер­ки ана­ли­зи­ру­ют­ся пред­став­лен­ные доку­мен­ты, сопо­став­ля­ют­ся дан­ные с инфор­ма­ци­ей, полу­чен­ной из дру­гих источников.
  • Выезд­ные нало­го­вые про­вер­ки: Наи­бо­лее слож­ный и тру­до­ем­кий этап. Про­во­дят­ся в отно­ше­нии ком­па­ний, в отно­ше­нии кото­рых каме­раль­ная про­вер­ка выяви­ла суще­ствен­ные нару­ше­ния. В ходе выезд­ной про­вер­ки инспек­то­ры запра­ши­ва­ют доку­мен­ты, про­во­дят опро­сы сотруд­ни­ков и контр­аген­тов, про­во­дят экспертизы.
  • Вза­и­мо­дей­ствие с пра­во­охра­ни­тель­ны­ми орга­на­ми: В слу­ча­ях, когда выяв­ле­ны при­зна­ки пре­ступ­ной дея­тель­но­сти (укло­не­ние от упла­ты нало­гов в осо­бо круп­ном раз­ме­ре), мате­ри­а­лы пере­да­ют­ся в пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны для воз­буж­де­ния уго­лов­но­го дела.
  • При­ме­не­ние санк­ций: В слу­чае под­твер­жде­ния фак­тов дроб­ле­ния, к ком­па­ни­ям при­ме­ня­ют­ся раз­лич­ные санк­ции: штра­фы, пени, лише­ние лицен­зии, уго­лов­ная ответ­ствен­ность для руко­во­ди­те­лей и вла­дель­цев биз­не­са. Так­же ФНС может при­ме­нить про­це­ду­ру оспа­ри­ва­ния сде­лок и взыс­ка­ния нало­гов с кон­тро­ли­ру­ю­щих лиц.

Как избе­жать вни­ма­ния нало­го­вой и как понять, что вы «под колпаком»

Пре­вен­тив­ные меры по мини­ми­за­ции нало­го­вых рисков:

  • Обос­но­ван­ность биз­нес-про­цес­сов: Доку­мен­ти­ро­ва­ние всех биз­нес-про­цес­сов, свя­зан­ных с вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми меж­ду ком­па­ни­я­ми. Нали­чие реаль­ных при­чин для раз­де­ле­ния дея­тель­но­сти (напри­мер, раз­ные фор­ма­ты заве­де­ний, раз­ные целе­вые аудитории).
  • Эко­но­ми­че­ская целе­со­об­раз­ность сде­лок: Сдел­ки меж­ду аффи­ли­ро­ван­ны­ми ком­па­ни­я­ми долж­ны быть эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ны­ми и соот­вет­ство­вать рыноч­ным ценам.
  • Про­зрач­ность струк­ту­ры соб­ствен­но­сти: Про­зрач­ная струк­ту­ра соб­ствен­но­сти, без исполь­зо­ва­ния слож­ных схем с уча­сти­ем под­став­ных лиц.
  • Соблю­де­ние кас­со­вой дис­ци­пли­ны: Стро­гое соблю­де­ние кас­со­вой дис­ци­пли­ны, исполь­зо­ва­ние онлайн-касс и свое­вре­мен­ная опла­та налогов.
  • Рабо­та с пер­вич­ной доку­мен­та­ци­ей: Тща­тель­ная про­вер­ка и веде­ние всей пер­вич­ной доку­мен­та­ции, под­твер­жда­ю­щей хозяй­ствен­ные операции.
  • Нало­го­вое пла­ни­ро­ва­ние: Раз­ра­бот­ка нало­го­вой стра­те­гии, учи­ты­ва­ю­щей все воз­мож­ные рис­ки и поз­во­ля­ю­щей опти­ми­зи­ро­вать нало­го­об­ло­же­ние в рам­ках закона.

При­зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на воз­мож­ный инте­рес со сто­ро­ны ФНС:

  • Частые запро­сы доку­мен­тов: Уве­ли­че­ние коли­че­ства запро­сов доку­мен­тов из нало­го­вой инспекции.
  • Назна­че­ние каме­раль­ной про­вер­ки: Назна­че­ние каме­раль­ной про­вер­ки, осо­бен­но если она про­во­дит­ся по фор­маль­но­му основанию.
  • Инте­рес к контр­аген­там: Вопро­сы со сто­ро­ны нало­го­вых орга­нов о дея­тель­но­сти ваших контрагентов.
  • Запро­сы в бан­ки: Запро­сы в бан­ки о дви­же­нии денеж­ных средств по сче­там компании.
  • Посе­ще­ние заве­де­ний сотруд­ни­ка­ми ФНС: Посе­ще­ние ваших заве­де­ний сотруд­ни­ка­ми ФНС для сбо­ра информации.

Основ­ные при­зна­ки дробления

ФНС обра­ща­ет вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие при­зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на воз­мож­ное дроб­ле­ние бизнеса:

  • Мно­же­ство ком­па­ний на одно­го вла­дель­ца: Нали­чие боль­шо­го коли­че­ства ком­па­ний, при­над­ле­жа­щих одно­му и тому же лицу или груп­пе лиц.
  • Общие адре­са реги­стра­ции: Реги­стра­ция ком­па­ний по одно­му и тому же адресу.
  • Общие сотруд­ни­ки: Нали­чие общих сотруд­ни­ков, рабо­та­ю­щих в раз­ных компаниях.
  • Вза­и­мо­за­ви­си­мость ком­па­ний: Ком­па­нии осу­ществ­ля­ют вза­и­мо­за­ви­си­мые сдел­ки, напри­мер, постав­ки това­ров или услуг по завы­шен­ным или зани­жен­ным ценам.
  • Низ­кая рен­та­бель­ность одних ком­па­ний и высо­кая – дру­гих: Несо­от­вет­ствие меж­ду рен­та­бель­но­стью раз­ных ком­па­ний, вхо­дя­щих в одну группу.
  • Отсут­ствие реаль­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти: Ком­па­нии не ведут реаль­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, а исполь­зу­ют­ся толь­ко для пере­рас­пре­де­ле­ния прибыли.
  • Исполь­зо­ва­ние упро­щен­ной систе­мы нало­го­об­ло­же­ния (УСН) в соче­та­нии с общей систе­мой нало­го­об­ло­же­ния (ОСНО): Исполь­зо­ва­ние УСН для одних ком­па­ний и ОСНО для дру­гих, что поз­во­ля­ет опти­ми­зи­ро­вать налогообложение.

Фран­ши­за и управ­ля­ю­щая ком­па­ния: при­зна­ки дроб­ле­ния или реше­ния проблемы

Исполь­зо­ва­ние фран­ши­зы и управ­ля­ю­щей ком­па­нии может быть как спо­со­бом опти­ми­за­ции нало­го­об­ло­же­ния, так и спо­со­бом дроб­ле­ния бизнеса.

  • Фран­ши­за: Если фран­чай­зер кон­тро­ли­ру­ет дея­тель­ность фран­чай­зи и полу­ча­ет зна­чи­тель­ную часть при­бы­ли, это может быть рас­це­не­но как дроб­ле­ние биз­не­са. Важ­но, что­бы фран­чай­зи был реаль­но неза­ви­си­мым и осу­ществ­лял хозяй­ствен­ную дея­тель­ность само­сто­я­тель­но. Необ­хо­ди­мо чет­кое раз­де­ле­ние ответ­ствен­но­сти и рис­ков меж­ду фран­чай­зе­ром и франчайзи.
  • Управ­ля­ю­щая ком­па­ния: Управ­ля­ю­щая ком­па­ния может ока­зы­вать услу­ги по управ­ле­нию биз­не­сом (мар­ке­тинг, бух­гал­те­рия, закуп­ки и т.д.). Если управ­ля­ю­щая ком­па­ния не ока­зы­ва­ет реаль­ных услуг, а исполь­зу­ет­ся толь­ко для пере­рас­пре­де­ле­ния при­бы­ли, это может быть рас­це­не­но как дроб­ле­ние биз­не­са. Важ­но, что­бы услу­ги управ­ля­ю­щей ком­па­нии были чет­ко опре­де­ле­ны и соот­вет­ство­ва­ли рыноч­ным ценам. Нали­чие дого­во­ра управ­ле­ния с чет­ким опи­са­ни­ем обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти сторон.

Под­вод­ные кам­ни осво­бож­де­ния от НДС с 2024 года

С 2024 года всту­пи­ли в силу изме­не­ния в зако­но­да­тель­стве, каса­ю­щи­е­ся осво­бож­де­ния от НДС для опре­де­лен­ных видов дея­тель­но­сти, в том чис­ле для обще­ствен­но­го пита­ния. Одна­ко, это осво­бож­де­ние име­ет ряд под­вод­ных камней:

  • Стро­гие усло­вия: Осво­бож­де­ние от НДС рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на ком­па­нии, осу­ществ­ля­ю­щие дея­тель­ность по реа­ли­за­ции про­дук­тов пита­ния и напит­ков, а так­же ока­зы­ва­ю­щие услу­ги обще­ствен­но­го пита­ния. Необ­хо­ди­мо стро­го соблю­дать все усло­вия, уста­нов­лен­ные законодательством.
  • Невоз­мож­ность при­ме­не­ния осво­бож­де­ния для сме­шан­ной дея­тель­но­сти: Если ком­па­ния осу­ществ­ля­ет не толь­ко дея­тель­ность по обще­ствен­но­му пита­нию, но и дру­гие виды дея­тель­но­сти, то осво­бож­де­ние от НДС может быть не применимо.
  • Риск пере­ква­ли­фи­ка­ции дея­тель­но­сти: ФНС может пере­ква­ли­фи­ци­ро­вать дея­тель­ность ком­па­нии, если сочтет, что она не соот­вет­ству­ет кри­те­ри­ям, уста­нов­лен­ным для осво­бож­де­ния от НДС.
  • Обя­за­тель­ное веде­ние раз­дель­но­го уче­та: Ком­па­нии, при­ме­ня­ю­щие осво­бож­де­ние от НДС, обя­за­ны вести раз­дель­ный учет опе­ра­ций, под­ле­жа­щих и не под­ле­жа­щих налогообложению.

А как у дру­гих ресто­ран­ных сетей?

Дру­гие ресто­ран­ные сети исполь­зу­ют раз­лич­ные вари­ан­ты реше­ний для мини­ми­за­ции нало­го­вых рисков:

  • Цен­тра­ли­за­ция заку­пок: Созда­ние еди­но­го цен­тра заку­пок для всех заве­де­ний сети.
  • Исполь­зо­ва­ние аут­сор­син­га: Пере­да­ча неко­то­рых функ­ций (бух­гал­те­рия, логи­сти­ка, IT) на аутсорсинг.
  • Опти­ми­за­ция логи­сти­че­ских цепо­чек: Опти­ми­за­ция логи­сти­че­ских цепо­чек для сни­же­ния транс­порт­ных рас­хо­дов и себе­сто­и­мо­сти продукции.
  • Внед­ре­ние совре­мен­ных IT-систем: Внед­ре­ние совре­мен­ных IT-систем для авто­ма­ти­за­ции уче­та и контроля.
  • Нало­го­вое пла­ни­ро­ва­ние: Раз­ра­бот­ка ком­плекс­ной нало­го­вой стра­те­гии, учи­ты­ва­ю­щей все воз­мож­ные рис­ки и поз­во­ля­ю­щей опти­ми­зи­ро­вать нало­го­об­ло­же­ние в рам­ках закона.
  • Реаль­ное раз­де­ле­ние биз­не­са: Если раз­де­ле­ние необ­хо­ди­мо, то оно долж­но быть обос­но­ван­ным с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния, а не толь­ко для нало­го­вых целей. Напри­мер, созда­ние отдель­ных ком­па­ний для раз­ных фор­ма­тов заве­де­ний (фаст­фуд, ресто­ран высо­кой кух­ни, кафе).
  • Внед­ре­ние систе­мы внут­рен­не­го кон­тро­ля: Регу­ляр­ный внут­рен­ний кон­троль за соблю­де­ни­ем нало­го­во­го зако­но­да­тель­ства и выяв­ле­ние воз­мож­ных нарушений.

Биз­нес мам­ки­ных ресто­ра­то­ров стал­ки­ва­ет­ся с серьез­ны­ми нало­го­вы­ми рис­ка­ми, свя­зан­ны­ми с прак­ти­кой дроб­ле­ния. Мини­ми­за­ция этих рис­ков тре­бу­ет ком­плекс­но­го под­хо­да, вклю­ча­ю­ще­го в себя пре­вен­тив­ные меры, нало­го­вое пла­ни­ро­ва­ние и посто­ян­ный мони­то­ринг изме­не­ний в зако­но­да­тель­стве. Важ­но пом­нить, что опти­ми­за­ция нало­го­об­ло­же­ния долж­на осу­ществ­лять­ся в рам­ках зако­на, а не за счет искус­ствен­но­го дроб­ле­ния биз­не­са. Исполь­зо­ва­ние опы­та дру­гих игро­ков рын­ка и кон­суль­та­ции с ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми помо­гут избе­жать серьез­ных про­блем с ФНС и обес­пе­чить ста­биль­ное раз­ви­тие бизнеса.